[Music] звук

Yury Aliaev mutab0r at rambler.ru
Tue Jul 20 12:12:58 MSD 2004

Michael Bykov wrote:

> Да. Я тоже об этом постоянно думаю. Но слово
> эстетический мне очень не нравится без разъяснений. В

Здесь я имел в виду нечто вроде "отвечает представлениям о восприятии в
данной культуре". Скажем, для металлиста металл-рок -- музыка, а для
классика он может таковой и не быть.

> древнегреческой музыке (а мы их дети) это нечто было
> этосом. Эсетесис же (восприятие) - это горячее-
> холодное- созвучное- несозвучное- тяжелое  и т.д. А
> именно этос, а не эстесис делает музыку.
>
> У нас тоже каким-то образом музыка передает чувство.
>
> Вчера вечером я пришел домой и спрашиваю жену у двери:
> что делает звук музыкальным? (Она пианистка). "Ф-р-р-р.
> Музыка передает душу. Помой руки и иди на кухню".

Лучше (из-за многозначности и недоопределённости понятия "душа")
сказать, наверное, "музыка передаёт эмоциональное состояние". Звучит
казённо, зато более конкретно.

> Но вот _как_ она передает душу?

Для этого она должна быть языком (о чём здесь уже говорилось). И
сведений вопроса о музыке к вопросу о языке -- дело не чистой
тавтологии, ибо на вопрос "где границы языка" сказано довольно много. От
себя могу порекомендовать лекции П.А. Флоренского из серии "Мысль и
язык", где он подробно разбирает, почему то, что изобретали футуристы
(этакие авангардисты от филологии) переставало быть языком.