[Music] Scala

Michael Bykov michael at michael.rsuh.ru
Thu Nov 13 19:43:03 MSK 2003

Я собрал и запустил программу для экспериментирования с
музыкальными шкалами,
http://www.xs4all.nl/~huygensf/scala/.

По этому вопросу ничего на русском языке ни в сети, ни
вообще - нет.

Выложу бинарный rpm - автор пока не распространяет
исходники - на будущей неделе, это больше 20 Мб.

А пока, как некоторый офтопик, посмотрите, кому интересно,
тезисы моего доклада на завтрашней конференции по теории
музыки в Питере. Они могут показаться даже тривиальными и
очевидными, но если вы загляните в толстые серьезные книги
по т.н. теоретич. гармонии, например проф. Холопова Ю.Н. за
нынешний 2003 год, станет ясно, что у нас факт
существования различных муз. культур - а только в Скале
используются более 3000 шкал и более 300 систем нотаций -
вообще никому не известен. Я, собственно, и хочу найти на
этой конференции людей, которые бы интересовались этим
вопросом. А вопрос очень важный, как для понимания
современной авангардной музыки, как даже и для понимания
просто-напросто блюза, и соответственно всей рок-музыки, не
говоря уж о музыке ренессанса и т.п.

Тезисы:

Музыкальная культура и логика.

Известны десятки, м.б. сотни систем музыкального строя и
темперации. Известна их история. Как выделить те из них,
что явились в своё время (или в своей культуре)
эпохальными, тектоническими интонационными сдвигами?

Дело в логике музыкального мышления. В каждой музыкальной
культуре размышление о музыке основывается на своих первых
интуициях и протекает по законам своей, особенной логики.
Это размышление вовлекает в себя и представление об
основополагающих для музыкальной теории понятиях, например,
консонансах и диссонансах. Несмотря на то, что любой автор
на протяжении тысячелетий цитирует одного и того же Боэция,
непосредственно вслед за этим каждый автор описывает свое
представление о консонансах, которое оказывается особенным.
На этом представлении строится обучение в музыкальных
школах, согласно ему настраиваются инструменты и
исполняется музыка. Примеры широкоизвестны: сдвиг
музыкального мышления от античности к средневековью,
появление терции в XIII веке, переход от среднетоновой к
хорошей темперации, переход к равной темперации.

Следовательно, музыкальная культура диктует не только слова
и теории, но даже и правила восприятия таких казалось бы
врожденных человеку вещей, как созвучия и более сложные
звуковые комплексы, гаммы и звукоряды. То есть восприятие
музыкальной гармонии вообще.

Тем самым музыкальные культуры являются логически
замкнутыми. В каждой свое восприятие (эстесис), своя теория
и своя логика развертывания этой теории. Они не могут быть
сведены в одну единую теорию музыки, точно так же и по
точно тем же причинам, почему не может быть объединены в
одну теорию, скажем, физики Аристотеля и Ньютона.

--
Stay tuned!

М.